Москва     Московская область     Калужская область     Новосибирская область

Статьи > Какие сложности могут возникнуть при прекращении деятельности ИП и как их решить

Какие сложности могут возникнуть при прекращении деятельности ИП и как их решить

Какие сложности могут возникнуть при прекращении деятельности ИП и как их решитьВ связи с усложнением условий ведения бизнеса в России и роста налогов и неналоговых платежей перед многими малыми предпринимателями встала задача закрытия своего небольшого бизнеса, ставшего вдруг нерентабельным.

Закрыть ИП несложно, нужно лишь выполнить несколько шагов:
1. заполнить и заверить заявление у нотариуса о закрытии ИП
2. заплатить пошлину за его закрытие
3. получить справку из пенсионного фонда об отсутствии задолженности
4. сдать документы, чтобы получить затем свидетельство о прекращении деятельности.

Теперь конкретизируем каждый из этапов, указывая на возникающие в каждом из них сложности.

Пошлину оплатить можно в любое время. Главное — приложить с документами о закрытии подлинник документа об оплате. Он должен не иметь ошибок в реквизитах. Ошибка может послужить поводом к отказу в прекращении деятельности без возврата средств. Для безошибочного заполнения воспользуйтесь сервисом на сайте налоговой инспекции http://service.nalog.ru:8080/. Пошлина составляет на данный момент 160 рублей. Оплатить ее можно в банке, принимающем платежи, или через свой расчетный счет. Главное — в графе плательщик должна стоять ваша фамилия.

Для формирования полного пакета документов необходимо заполнить заявление формы Р26001 (образец заполнения). Форма предельно простая. Заполняются в ней две страницы прямо в программе Excel. Никаких проблем с этим возникнуть не может. Разве что вам потребуются ваши номера ОГРН и ИНН, которые вы можете найти в свидетельствах о государственной регистрации и свидетельстве о постановке на налоговый учет. В заявлении не должно быть ошибок. При обнаружении любой ошибки вам могут отказать, а вы потеряете деньги на нотариуса и госпошлину вместе с потраченным временем, чтобы начать все сначала.

Обязательная мелочь — перед походом к нотариусу вы должны позвонить ему и уточнить, какой список документов вам придется взять с собой и какое количество денег. Некоторые могут потребовать выписку из ЕГРИП, тогда придется заказать ее в налоговой, написав заявление на ее получение, или найти другого нотариуса. Также нотариус не обязан проверять правильность заполнения вами заявления. Это ваша обязанность и налоговой.

Чтобы получить справку от пенсионного фонда, вам нужно обратиться к инспектору этого фонда, к которому вы прикреплены. Ему сдать отчетность по форме РСВ-2 с расчетом платежей и оплатить все необходимое. К отчетности обязательно приложите копии платежных документов. Подлинники в этом случае не отдавайте — они должны оставаться у вас. Суммы, которые вы должны заплатить, инспектор обычно рассчитывает сам, если вы к нему обратитесь. Но бывает, что отказывается это сделать. Тогда нужно применить расчет по формуле.

Взносы ИП равны взносам с минимального размера оплаты труда. Исходя из него, они и рассчитываются. Всего за год с 2011 года нужно будет платить 16 159,56 рублей. Платежей же нужно сделать 4 на пенсию и медицинское страхование. Сумма рассчитывается по формуле «(4330*Т*М) + (4330*Т*ДР/ДП)», где Т - тариф, М - количество месяцев, ДР - количество дней деятельности в месяце, если деятельность велась неполный месяц, ДП — полное количество дней в месяце. День открытия не учитывается при расчете, а вот день закрытия — учитывается. Тарифы равны: на страховую часть пенсии — 20%, на накопительную — 6%, на медицинское страхование — 3,1% и 2% в, соответственно, федеральный и территориальный фонды. Реквизиты для оплаты платежных поручений найдете в пенсионном фонде. При заполнении обратите внимание на номер р/с и КБК. При неправильном заполнении иных реквизитов платеж считается все же зачисленным и никуда не пропадет.

Обычно пенсионный фонд выдает справки об отсутствии задолженности. Ее требует и налоговая инспекция. Но если у вас нет денег заплатить ему, то просто берите справку о состоянии расчетов с ним. По закону, для закрытия ее достаточно, хотя могут и возникнуть проблемы в налоговой инспекции.

С этими тремя документами и паспортом вы идете в налоговую инспекцию по месту учета, где у вас их забирают и выдают расписку в принятии документов. Перед этим в некоторых случаях нужно сделать еще несколько вещей. Если есть расчетный счет, нужно закрыть его и подать об этом заявление. Также нужно снять с учета кассовую технику. Если вы зарегистрированы в фонде социального страхования, что делается при нанимании работников, то сняться с учета и там, расплатившись. В этом случае придется уплатить взносы за работников и в пенсионный фонд. Сдайте все налоговые декларации и уплатите все налоги по ним в налоговой инспекции. Все это необязательно, но желательно.

В инспекции вас могут попросить посетить инспектора, чтобы он расписался на заявлении. По закону, это необязательно. На закрытии это сказаться не должно. Но часто без этого не принимают документы (если срочно нужно, можно послать их по почте в адрес налоговой по месту учета). Если декларации сданы, налоги уплачены и долгов нет, инспектор обычно ставит отметку. После этого следует сдача документов.

После их формальной проверки вам выдается бумага о прекращении вашей деятельности.

Тут возникает еще одна последняя сложность. После сдачи документов до закрытия проходит 5 рабочих дней, не считая дня закрытия, и в эти дни ваша деятельность еще ведется официально. В отличии от юридических лиц, индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам после закрытия. И после подачи документов, когда собраны все формальные справки об отсутствии долгов, долги могут появиться. Например, вы уплатили все нужные суммы в пенсионный фонд до 15-го числа, а день закрытия — 16-е. Или появилась потребность в уплате новых налогов или подачи новых деклараций. По всем новым обязательствам будет нужно все равно отчитаться во все необходимые инстанции и доплатить необходимое. Если документы о закрытии вы не заберете весьма долго, то вам отправят их по адресу регистрации по почте.

В течение 3 лет после закрытия налоговая может вас проверять. Обычно этого не происходит, но бухгалтерские документы, декларации и т.д. необходимо будет хранить минимум три года, после чего можно даже... сдать в архив, хотя уже совсем не обязательно.

Как мы видим, закрытие ИП — самая довольно простая процедура. Надеемся, что эта статья поможет вам закрыть его с наименьшими потерями.


Дата публикации: 2011-02-20


Теги: Налоговые инспекции Отделения Пенсионного фонда (ПФР)